Общая информация
Увы, от запотевание фар и фонарей не застрахован никто. Марка, класс и возраст машины, равно как и её стоимость, едва ли существенно влияют на такого рода проблему. Запотевают как дорогие, так и бюджетные фары, линзованные ксеноновые и простые рефлекторные галогеновые. Запотеть могут как фары с десятилетним стажем, так и только что выпущенные с завода. Так или иначе, проблема может возникнуть в любой момент и её придется решать, ведь в случае серьезного запотевания фары не смогут выполнять свою прямую функцию – освещать дорогу, а это уже вопрос вашей безопасности. Кроме того, запотевшие работающие фары в вечернее и ночное время создают неправильное световое рассеивание, что может доставить существенный дискомфорт водителям, едущим вам навстречу.
Следует понимать, что автомобильные фары, особенного современные являются достаточно сложным техническим изделием и попадание влаги может вывести из строя многие их элементы, лампы, светодиоды, корректора, блоки розжига и блоки управления светом. Что касается блоков, они традиционно размещаются в нижней точке фары, так что влага стекает прямо в разъем и очень быстро выводит их из строя. И если для обычных ксеноновых фарах оригинальные блоки относительно не дорогие, порядка 5000-10000р, то для диодных фар, их стоимость может быть и 20000 и 40000р за каждый. Например на фарах свежих мерседесов таких блоков по 2-3.
Почему фары потеют?
Давайте начнём по порядку. Почему фары и фонари потеют? Как это происходит и в чём причина? Как могли заметить многие внимательные автомобилисты, фары всегда негерметичны и имеют сообщение с внешней средой. Если бы фары были полностью изолированы от внешней среды, то их бы попросту разорвало в жаркое время года от избыточного давления, т.к. внутри фар воздух, который от нагрева расширяется. Все мы знаем из школьных учебников физики о том, что нагрев приводит к увеличению давления, и воздуху не остается ничего другого, как искать выход из фары. И, уж поверьте, он его найдет. Именно поэтому практически все современные фары оборудованы так называемыми «сапунами».
Наиболее часто встречающиеся формы сапунов – грибок и трубка. Сапуны конструктивно устроены так, чтобы не препятствовать проходу воздуха, ограничивая при этом доступ пыли и влаги в фару. Их места расположения выбраны таким образом, чтобы обеспечивать полную вентиляцию фары. Причём положения сапунов на фаре таково, что сапуны разделяются на две группы – втягивающие воздух и выводящие его. В процессе нагрева воздуха внутри фары начинается естественный процесс конвекции воздуха, при котором в фару через нижний ряд сапунов поступает холодный воздух снизу, а горячий выходит через верхний ряд наружу.
В идеальном случае запотевание не происходит ни при каких погодных условиях, однако даже при правильной циркуляции воздуха и естественной вентиляции фары порой может возникать так называемая дымка. Такого рода легкое запотевание происходит после мойки машины, при выезде из теплого паркинга на холодную улицу или в весенне-осенний период при существенном перепаде температур ночью и днём, когда в фару поступает влажный воздух и конденсируется на тыльной стороне плафона фары. Фактически любые перепады температуры и так же слишком влажная погода могут привести к конденсату. Ключевых признаков несколько:
- конденсат появляется равномерно в обеих фарах
- появляется в углах фар, зачастую в самой удаленной от источника света точке
- отсутствие капель на внутренней поверхности стекла фары
- должен быстро рассеиваться – в течении пары часов.
Случай дымки не стоит считать критичным, т.к. через непродолжительный промежуток времени дымка рассеивается сама собой, и фары снова возвращаются в правильное состояние. Важно понимать, что дымка или конденсат внутри фары для многих автомобилей является нормой. Зачастую официальные дилеры прописывают стандарты на этот счет, и обычно указывают цифру от 15 до 60 % площади фары, особенно явственно это можно увидеть на новых моделях авто со светодиодной оптикой, например свежие ауди, порше и мерседесы с диодными фарами. Важно разделять конденсат и запотевание фар. Нас интересуют те случаи, когда однажды начавшись запотевание не проходит само собой.
Нерассеивающееся запотевание. Причины
Под нерассеивающимся запотеванием стоит понимать тот процесс запотевания, который не прекращается даже после нескольких дней простоя машины. Проще говоря, конденсат внутри фар в процессе эксплуатации автомобиля только увеличивается, а в состоянии покоя сам собой не рассеивается. Причиной тому могут стать следующие факторы:
- Нарушение герметичности шва, на который собраны фары. Нерассеивающееся запотевание происходит, когда в шве между плафоном и корпусом фары возникают микротрещины, например, из-за рассыхания, что естественно для старых машин, или же по причине механического повреждения из-за, например, неправильного вскрытия и сборки фар. В этом случае забор и вывод воздуха начинают происходить иначе, и в фаре появляются области, в которых не происходит вентиляция. В самых холодных точках фары выпадает конденсат, который со временем накапливается, из-за чего запотевание не только не рассеивается, но и продолжает разрастаться.
- Механическое повреждение фары. В этом случае нерассеивающееся запотевание происходит из-за повреждения корпуса фары и/или плафона, например, в случае ДТП. Как и в прошлом случае, воздух начинает поступать и выводиться не через сапуны, а через поврежденные участки фары, что в свою очередь приводит к неравномерной вентиляции и, как следствие, нерассеивающемуся запотеванию.
- негерметичность патронов ламп. Казалось бы простая процедура замены лампы в фаре может стать причиной быстрого и нерассеивающегося запотевания. Процесс запотевания обусловлен тем же явлением – забором и выводом воздуха не через сапуны, а через неплотно прилегающие уплотнители патронов ламп.
- изменение конструкции фары, режимов работы или установка другого типа ламп освещения. Об этом почему-то мало кто писал и задумывался, но в нашей практике не раз встречались случаи нерассеиваемого запотевания, казалось бы, без видимой на то причины. Однако, что понятно, причина конечно же есть, просто она не так очевидна, как в прошлых случаях. Именно об этом хотелось бы рассказать поподробнее.
Сейчас становятся всё более и более популярны светодиодные осветительные модули и лампы. Их температурный режим существенно ниже, чем у ксеноновых ламп и тем более чем у галогеновых. Казалось бы, и что из этого? Наоборот ведь хорошо, - фары внутри меньше греются, отражатели не выгорают, а грязь в сырую погоду не так стремительно высыхает на плафонах фар, да и срок службы светодиодов в разы больше, однако есть и существенный недостаток – процесс конвекции, из-за более низкой температуры внутри фары становится более медленным и не таких эффективным. В лучшем случае запотевание через некоторое время простоя машины пройдет само, ну а в худшем будет усугубляться.
Пути решения проблемы
Наш многолетний опыт позволил досконально разобраться в данной проблеме и найти наиболее эффективные методы её решения. И мы с удовольствием готовы ими поделиться.
В случае нарушения герметичности шва требуется вскрытие фары для её повторной герметизации с полной заменой герметика. В большинстве фар используется специальный бутиловый герметик, который при должном температурном воздействии размягчается, что позволяет разобрать фару без риска её повреждения. Так же встречаются фары на неразборном герметике, но наличие специальных инструментов, химии и прямых рук позволяет разбирать без повреждений и их.
При повторной сборке фары необходимо использовать новый бутиловый герметик и не пытаться использовать старый. Мы никогда сами так не делаем и вам не рекомендуем, т.к. старый герметик уже может содержать грязь, песок и пыль, что помешает нормальной адгезии поверхностей шва, кроме того старый герметик с очень высокой степенью вероятности уже не создаст равномерный герметичный шов, т.е. может потребовать ещё она пересборка и так до бесконечности.
В случае механического повреждения фары также потребуется вскрытие и последующее восстановление конструкции фары. Зачастую восстановлению подлежит только тыльная часть корпуса, которую можно заплавить, спаять или заклеить, однако в зависимости от степени повреждения лицевой части, т.е. самого стекла-плафона, может потребоваться его полная замена с донора. Процесс такого ремонта трудоемкий и потому достаточно дорогостоящий, в независимости от стоимости фары, именно поэтому бывает целесообразнее и рациональнее заменить всю фару целиком на новую.
При не герметичности патронов ламп или крышек фары решение очевидно – сделать их герметичными, т.е. сделать уплотнители хорошо прилегающими к поверхности. Пути достижения этой цели могут быть разными в зависимости от каждого конкретного случая. В некоторых случаях это может быть банальная замена резиновой уплотнительной прокладки патрона, а в некоторых и полная замена лампы.
Вот мы и подошли к решению, пожалуй, самой важной проблемы - изменению конструкции фары, режимов работы или установка другого типа ламп освещения. Однозначного метода решения нет, в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход. Порой бывает достаточно заменить некоторые сапуны или расконсервировать те, что с завода были предусмотрены, но не использовались. В некоторых случаях необходимо в наиболее сильно запотевающих областях доставить новые сапуны, т.е. вплавить их в корпус фары, чтобы обеспечить эту область притоком воздуха. В других случаях для ускорения процесса конвекции целесообразно использовать вентиляторы и воздухопроводящие мембраны. Зачастую решения неочевидно и могут прийти не с первой попытки, однако они есть и их много.
Итоги. Несколько напутственных слов
Через наши руки прошло уже немало фар, исчисление уже давно перешло на тысячи и, если честно, мы уже перестали считать. К нам обращаются с разными случаями, - простыми и сложными, очевидными и наоборот нетривиальными, именно поэтому мы всегда с радостью и без страха готовы вам помочь в решении проблемы запотевающих фар. Приезжайте на Школьную ул., д. 73к2, мы всегда рады вам! Любите ваш автомобиль, и он вам неизменно ответит взаимностью.
Спасибо за внимание!
- С заботой о вас и вашем автомобиле,
тюнинг-салон CarHeart